Экономическое воспитание детей

Повышение интереса к экономическому воспитанию в новых и весьма противоречивых условиях  социальной жизни закономерно, так как от экономической культуры во многом зависит преодоление трудностей в политической, социальной и культурной жизни общества.

Обращение к экономическому воспитанию детей дошкольного возраста является актуальным вопросом на современном этапе, так как дети быстрее впитывают атмосферу новой реальности, лучше адаптируются к ней.

В современном мире  ребенок поневоле встречается с экономикой, даже если его не учат этому. Он узнаёт, что такое «моё», «твоё», «наше», «обмен», «деньги», «цена» и пр..

Введение элементов экономического воспитания в образовательную деятельность с дошкольниками - это не дань моде, а, прежде всего,  необходимость ещё в детстве дать детям представление о рыночной экономике и её закономерностях, способствовать развитию самостоятельности детей.

Обучение экономической культуре не сводится к тому, чтобы учить зарабатывать деньги. На первый план ставится формирование нравственных понятий: честность, обязательность, умение подчинять свои желания возможностям, законопослушность, взаимопомощь и пр. А также ориентация дошкольников в экономическом пространстве современного мира на материале в соответствии с возрастными возможностями.

Цель проекта:

Заложить основы экономического образа мышления у ребёнка – дошкольника.

Задачи:

Ø Формировать основы экономической культуры у детей-дошкольников.

Ø Активизировать познавательную деятельность,  развивающую  основы экономики,   посредством разнообразных видов детской деятельности.  

Ø Совершенствовать коммуникативные качества детей.

Ø Содействовать проявлению интереса у детей  к  профессиональной деятельности взрослых.

Ø Развивать умение  творчески подходить к решению ситуаций  экономических отношений  посредством  игровых действий.

Ø Укреплять  взаимоотношения в детском коллективе (взаимопомощь, взаимовыручка, дружеские отношения и пр.).

Сроки реализации проекта: в течение  1 недели

Этапы проекта:

1 этап – Организационный:

―   Изучение справочной, методической, энциклопедической литературы.

―   Информирование родителей о планировании работы с детьми по проекту «Экономика – жизнь и игра».

―   Подбор художественной литературы для детей  по выбранной тематике.

―   Подбор необходимого оборудования и пособий для практического обогащения проекта.

2 этап -  Практический: Реализация проектных мероприятий.

3 этап -  Заключительный:  Подведение итогов реализации проекта в форме интеллектуально-познавательной игры «Путешествие по стране Экономике»

Предполагаемые результаты

По завершению проектных мероприятий дети могут:

1.      Активно использовать в игровой деятельности основные экономические понятия и категории, которым было уделено внимание в ходе реализации проектных мероприятий (деньги, цена, товар, семейный бюджет и пр.).

2.      Осознавать и соизмерять свои потребности и возможности.

3.      Получить представления о том,  что зарплата – это оплата за количество и качество труда,  пенсии за прошлый труд, а пособия на детей – это аванс детям в расчете на их будущий труд.

4.      Понимать, что расходы семьи не должны быть расточительными и что ребенок может, будучи экономным, их уменьшить.

5.      Осознавать, что сбережения семьи – это денежные средства, которые могут остаться, если разумно расходовать свои доходы, и могут быть использованы для отдыха всей семьей или приобретения необходимых, вещей 

6.      Контролировать  ответственность за свои поступки, которые могут положительно или отрицательно сказаться на экономическом положении семьи и его самого. 

7.      Понимать, что реклама может помочь, если она правдива, и напротив, навредить, бюджету семьи и здоровью человека.

 

ПЛАН ПРОЕКТНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ

 

Тема дня

Время проведения

Мероприятия

 Деньги.

Семейный бюджет.

1 день - понедельник

1. Беседа «История денег»

2. Рассматривание денежных знаков недавнего прошлого и настоящих,  нашей страны и денег других стран.

3. Чтение Романов А. «Чудеса в кошельке»

4. Игровая ситуация «Путешествие денежки» (как деньги приходят в дом, для чего необходимо получать образование, что значит «хорошая работа», ценность деятельности человека и пр.))

Задание на дом:

Познавательный маршрут «Банкомат» (показать работу банкомата, объяснить откуда берутся деньги на карточке, какие опасности подстерегают человека при снятии денег через банкомат и пр.)

Рынок.

Где и что покупают люди.

2 день –

 вторник

1.Рассматривание картины «В магазине», «На рынке»

2. Решение проблемной ситуации  «Хочу и надо»

3. Обсуждение пословицы «Дорого, да мило, дёшево да гнило»

4.Чтение «Муха  цокотуха» К.Чуковского.

5.Сюжетно-ролевая игра «Супермаркет».

Задание на дом:

Познавательный маршрут «Супермаркет: первая покупка» (обратить внимание на правила поведения в магазине, расположение товара, обратить внимание на ценники товара и пр., покупка ребёнком товара по собственному усмотрению для себя и семьи на 100 рублей)

Цена.

От чего зависит цена

3 день - среда

1. Рассказ воспитателя о цене товара.

2. Просмотр мультфильма «Как мужик корову продавал»

3.Продуктивная деятельность лепка «Копилка»

Реклама.

4 день - четверг

1. Дискуссия с детьми «Хорошо-плохо»  на тему «О рекламе товара».

2.Изо «Деньги будущего»

3. Просмотр мультфильма «Барбоскины и реклама»

Домашнее задание: придумать «деньги будущего» и к ним рекламу (задание включено в итоговое мероприятие)

Итоговое мероприятие

5 день – пятница

Интеллектуально-познавательная игра «Путешествие по стране Экономике»