Муниципальное автономное
дошкольное образовательное учреждение
Повышение интереса к экономическому воспитанию в новых и весьма противоречивых условиях социальной жизни закономерно, так как от экономической культуры во многом зависит преодоление трудностей в политической, социальной и культурной жизни общества.
Обращение к экономическому воспитанию детей дошкольного возраста является актуальным вопросом на современном этапе, так как дети быстрее впитывают атмосферу новой реальности, лучше адаптируются к ней.
В современном мире ребенок поневоле встречается с экономикой, даже если его не учат этому. Он узнаёт, что такое «моё», «твоё», «наше», «обмен», «деньги», «цена» и пр..
Введение элементов экономического воспитания в образовательную деятельность с дошкольниками - это не дань моде, а, прежде всего, необходимость ещё в детстве дать детям представление о рыночной экономике и её закономерностях, способствовать развитию самостоятельности детей.
Обучение экономической культуре не сводится к тому, чтобы учить зарабатывать деньги. На первый план ставится формирование нравственных понятий: честность, обязательность, умение подчинять свои желания возможностям, законопослушность, взаимопомощь и пр. А также ориентация дошкольников в экономическом пространстве современного мира на материале в соответствии с возрастными возможностями.
Цель проекта:
Заложить основы экономического образа мышления у ребёнка – дошкольника.
Задачи:
Ø Формировать основы экономической культуры у детей-дошкольников.
Ø Активизировать познавательную деятельность, развивающую основы экономики, посредством разнообразных видов детской деятельности.
Ø Совершенствовать коммуникативные качества детей.
Ø Содействовать проявлению интереса у детей к профессиональной деятельности взрослых.
Ø Развивать умение творчески подходить к решению ситуаций экономических отношений посредством игровых действий.
Ø Укреплять взаимоотношения в детском коллективе (взаимопомощь, взаимовыручка, дружеские отношения и пр.).
Сроки реализации проекта: в течение 1 недели
Этапы проекта:
1 этап – Организационный:
― Изучение справочной, методической, энциклопедической литературы.
― Информирование родителей о планировании работы с детьми по проекту «Экономика – жизнь и игра».
― Подбор художественной литературы для детей по выбранной тематике.
― Подбор необходимого оборудования и пособий для практического обогащения проекта.
2 этап - Практический: Реализация проектных мероприятий.
3 этап - Заключительный: Подведение итогов реализации проекта в форме интеллектуально-познавательной игры «Путешествие по стране Экономике»
Предполагаемые результаты
По завершению проектных мероприятий дети могут:
1. Активно использовать в игровой деятельности основные экономические понятия и категории, которым было уделено внимание в ходе реализации проектных мероприятий (деньги, цена, товар, семейный бюджет и пр.).
2. Осознавать и соизмерять свои потребности и возможности.
3. Получить представления о том, что зарплата – это оплата за количество и качество труда, пенсии за прошлый труд, а пособия на детей – это аванс детям в расчете на их будущий труд.
4. Понимать, что расходы семьи не должны быть расточительными и что ребенок может, будучи экономным, их уменьшить.
5. Осознавать, что сбережения семьи – это денежные средства, которые могут остаться, если разумно расходовать свои доходы, и могут быть использованы для отдыха всей семьей или приобретения необходимых, вещей
6. Контролировать ответственность за свои поступки, которые могут положительно или отрицательно сказаться на экономическом положении семьи и его самого.
7. Понимать, что реклама может помочь, если она правдива, и напротив, навредить, бюджету семьи и здоровью человека.
ПЛАН ПРОЕКТНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ
Тема дня |
Время проведения |
Мероприятия |
Деньги. Семейный бюджет. |
1 день - понедельник |
1. Беседа «История денег» 2. Рассматривание денежных знаков недавнего прошлого и настоящих, нашей страны и денег других стран. 3. Чтение Романов А. «Чудеса в кошельке» 4. Игровая ситуация «Путешествие денежки» (как деньги приходят в дом, для чего необходимо получать образование, что значит «хорошая работа», ценность деятельности человека и пр.)) Задание на дом: Познавательный маршрут «Банкомат» (показать работу банкомата, объяснить откуда берутся деньги на карточке, какие опасности подстерегают человека при снятии денег через банкомат и пр.) |
Рынок. Где и что покупают люди. |
2 день – вторник |
1.Рассматривание картины «В магазине», «На рынке» 2. Решение проблемной ситуации «Хочу и надо» 3. Обсуждение пословицы «Дорого, да мило, дёшево да гнило» 4.Чтение «Муха цокотуха» К.Чуковского. 5.Сюжетно-ролевая игра «Супермаркет». Задание на дом: Познавательный маршрут «Супермаркет: первая покупка» (обратить внимание на правила поведения в магазине, расположение товара, обратить внимание на ценники товара и пр., покупка ребёнком товара по собственному усмотрению для себя и семьи на 100 рублей) |
Цена. От чего зависит цена |
3 день - среда |
1. Рассказ воспитателя о цене товара. 2. Просмотр мультфильма «Как мужик корову продавал» 3.Продуктивная деятельность лепка «Копилка» |
Реклама. |
4 день - четверг |
1. Дискуссия с детьми «Хорошо-плохо» на тему «О рекламе товара». 2.Изо «Деньги будущего» 3. Просмотр мультфильма «Барбоскины и реклама» Домашнее задание: придумать «деньги будущего» и к ним рекламу (задание включено в итоговое мероприятие) |
Итоговое мероприятие |
5 день – пятница |
Интеллектуально-познавательная игра «Путешествие по стране Экономике» |